Родом из Кронштадта

Конкурс детского патриотического рисунка

Родом из Кронштадта

Первый день войны навсегда запомнили все, кому пришлось его пережить. Как назло, было ясное солнечное летнее воскресенье. Многие ленинградцы отправились в сады и парки, где по традиции играли военные оркестры.

«Мать-Родина» на Пискаревском кладбище

А кто-то поехал в Петродворец — там планировалось открытие сезона фонтанов… Люди настроились на отдых и веселье. Но в полдень прозвучало сообщение: началась война.

22 июня 1941 года на нашу страну обрушилось огромное несчастье, принесшее много горя и испытаний нескольким поколениям. Великая Отечественная война до сих пор остается в сердцах россиян незаживающей раной.

Для жителей города на Неве память о войне неразрывно связана с блокадой. Ее печальными символами стали 125 граммов черного хлеба, стук метронома по радио и мемориал на Пискаревке. Один из авторов памятника — уроженка Кронштадта, скульптор Вера Исаева.

Скульптор с бюстом своего отца

В ЛЕНИНГРАД, В ЛЕНИНГРАД!

Скульптора Веру Васильевну Исаеву война застала в Москве. В столице правительственная комиссия рассматривала проект памятника 26 бакинским комиссарам в Красноводске. Исаева вместе с ее соавтором Робертом Тауритом уже завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе за модель этого монумента. Оставались формальности. Однако война помешала реализации этой творческой задумки.

Вере Васильевне, как известному и уважаемому художнику, предложили остаться в Москве или уехать в эвакуацию вглубь страны. Но она однозначно заявила, что вернется в Ленинград — она там нужнее. Кольцо блокады сжималось. Завершив дела в Москве, скульп- тор добралась до города на Неве в одном из последних эшелонов.

В осажденном Ленинграде она провела всю блокаду. Как и все, участвовала в оборонных работах и дежурствах в командах ПВО. Но оставалась художником, продолжала творить.

Юный партизан

Когда мастерскую Исаевой разбомбило, она стала работать в своей небольшой квартирке на Петроградке. В дневнике скульп- тор записала: «В данный момент творчески беспрерывно работаю с полным осознанием боевой ответственности перед Родиной… Наша юная страна ждет от нас высшего напряжения творческих сил, и мы ей все отдадим».

Ни голод, ни лишения, ни опасность погибнуть при обстрелах и бомбежках не останавливали скульптора. Она была одержима. Искусствоведы уверенно утверждают, что ни один из остававшихся в блокадном Ленинграде скульпторов не выполнил и половины того, что сделала Исаева.

Совместно с группой мастеров она создала большое скульптурное панно «За Родину!» размером 6 на 5 метров, которое установили на Невском проспекте в районе Публичной библиотеки. Вера Васильевна активно занималась монументальной пропагандой. Ее сатирические гипсовые фигуры высмеивали фашистов. Эти виртуозно выполненные и очень смешные произведения, созданные, к сожалению, из непрочного материала, недолго простояли в парках и на улицах: какие-то погибли при обстрелах, какие-то разрушила неустойчивая ленинградская погода.

Монументальная пропаганда в блокадном Ленинграде

В самые трудные дни первой блокадной зимы Исаева полулежа при свете коптилки лепила скульптуру дружинницы ПВО — девушки, защищавшей Ленинград от огня зажигательных бомб, создавая образы моряков-краснофлотцев, партизан.

Одной из немногих Вере Исаевой удалось побывать в партизанском отряде, пообщаться с его бойцами. Целая серия скульптурных портретов народных мстителей создана ею по памяти и наброскам в блокноте.

Современники часто сравнивали ее с рабочим на стройке. «В ватном мужском костюме, в валенках и ушанке, похожая больше на лесоруба, чем на художника, она хозяйственно орудует среди зеленоватых масс глины, среди законченных и только начатых работ», — писала о скульпторе ее подруга, известная ленинградская писательница Вера Кетлинская.

ДЕВИЗ ОТЦА

Вера Исаева очень многое переняла от своего отца — выдающегося ученого-микробиолога, главного врача Кронштадтского морского госпиталя Василия Исаевича Исаева. Его девизом было «Жизнь мчится стремительно вперед — спешите трудиться!»

Вера Васильевна родилась в Кронштадте, здесь прошло ее детство. Отец много общался с моряками, морскими офицерами. И эти удивительные мужественные люди запомнились будущему скульптору. В 1943 году она создала бюст моряка-балтийца, в который, по ее же словам, вложила «все от всех моряков» — все лучшее, отважное, героическое.

Биографы Исаевой утверждают, что лепкой она занялась в семь лет. И ее детские работы уже тогда свидетельствовали об огромном таланте автора.

Девушка боец ПВО

После революции Вера Исаева училась на скульптурном факультете Академии художеств, где познакомилась со многими художниками и скульпторам — своими современниками. В годы блокады это братство не покинувших Ленинград художников позволило оживить творческую жизнь города, не дать ей застыть в ужасе страданий.

БЛОКАДНЫЕ ВЫСТАВКИ

С началом войны закрылись и были эвакуированы музеи. Но уже в декабре 1941 года началась подготовка к первой в осажденном Ленинграде выставке. Она открылась 2 января 1942 года в промерзших залах Союза художников. Вера Исаева — активный ее участник. Она в своих дневниках описывала, как носила свои работы по замершим улицам и по льду Невы с Петроградки, где была ее квартира, в союз на улицу Герцена (ныне Большая Морская).

На выставке демонстрировали произведения 84 художников. Конечно, в основном это были этюды и наброски, созданные в первые месяцы войны и блокады. Но ленинградцы, привыкшие всегда жить насыщенной художественной жизнью, стояли в очередях, чтобы попасть в холодные залы и увидеть эти произведения. Позже все работы с этой экспозиции передали в Русский музей.

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Работы Исаевой хорошо известны в Петербурге. На Кронверкском проспекте установлен ее памятник Максиму Горькому, а на Каменноостровском — Александру Попову, с которым, к слову, Исаевы дружили семьями.

Но главная тема творчества Веры Исаевой — война и блокада. Главный монумент — «Матери-Родины» на Пискаревском мемориальном кладбище. Это святое место для миллионов ленинградцев. Вместе со своим постоянным соавтором Робертом Тауритом скульптор десять лет, с 1948 по 1957 год, готовила эскизы, скульптурные этюды, рисунки. На этом монументе изображена женщина с гордо поднятой головой. Ее скорбь не в отчаянии или покорности судьбе. В ее взгляде — гордость и боль. Трагедия и величие Ленинграда в том, что, несмотря на все страдания, город не дрогнул, а выстоял и победил.

Сама скульптор скончалась достаточно рано — сказались блокада и тяжелая работа.

На Серафимовском кладбище, где она похоронена, установлен очень скромный памятник.

— В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Веры Васильевны Исаевой, нашей землячки, — говорит сотрудник Музея истории города Кронштадта Ирина Сватовая. — В сентябре в нашем музее откроем выставку, проведем конференцию, посвященную ее творчеству. Но также мы сейчас ищем возможность установить на могиле нашего выдающегося скульптора достойный памятник. Надеюсь, петербуржцы откликнутся на нашу инициативу.

В публикации использованы фото из фондов Музея истории города Кронштадта и Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга.

Комментариев нет

Добавить комментарий